Великие и известные философы планеты

Великие философы планеты   »   Николо Макиавелли

Макиавелли Николо (1467-1527)

Итальянский философ, общественный деятель, политический мыслитель.

Родился во Флоренции, в семье юриста. Род Макиавелли был древним, но обедневшим. Детство и юность Николо прошли в бурный для Флоренции период. Это была эпоха религиозного экстаза и экзальтации. В церквях гремели проповеди Савонаролы, все флорентийки носили под платьями вериги, а на площадях города пылали костры, где монахи сжигали еретиков. Макиавелли отличался независимым в суждениях нравом и считал Савонаролу не пророком, а шарлатаном. И действительно, вскоре Савонарола сам взошел на костер, а его прах был развеян по руке Арно.

В период Флорентийской республике Макиавелли интенсивно занимался политической деятельностью и в течение 14 лет с 1498 года постоянно занимал пост секретаря Совета десяти, выезжая с дипломатическими миссиями в разные государства Европы.

После реставрации королевской династии Медичи в 1512 году он был заподозрен в заговоре и арестован, но вскоре оправдан. Однако сторонники короля отстранили Макиавелли от государственных дел и отправили а ссылку в поместье рядом с Флоренцией.

Для Макиавелли это было время глубокой тоски и отчаяния. В ссылке философ прожил до конца своих дней. Вынужденный играть в карты с безграмотными мужиками, он говорил, что таким образом он сохраняет свой мозг от плесени.

Философия Макиавелли почти вся посвящена идее создания сильного и справедливого государства, потому что оно, по его мнению, является высшим проявлением человеческого духа, а служение государству- главная цель жизни людей. Он всегда стремился понять законы на которых замешана политика, а значит воплотить первую философию политики. Идеалом государства у Макиавелли является Римская республика, потому что в ней сохранялся внутренний порядок, и она распространяла свое влияние на другие народы. Однако, по его утверждению, республиканская форма правления возможна лишь в тех государствах, где развита гражданская нравственность.

Свои взгляды на Римскую империю он изложил в "Рассуждениях на 1 декаду Тита Ливия" (1513). Также в этом произведении философ рассуждал о том, что папская власть своим поведением в современной ему Италии расшатала основы государственности и поколебала в людях стремление служить государству.

Одно из главных сочинений Макиавелли- "Государь" (1532). В нем автор на примере одного из князей Италии, Чезаре Борджа, рисует образ идеального правителя в государстве. Борджа был абсолютно беспринципным, коварным. Жестоким, но на редкость удачливым политиком. На его примере он анализировал успех на политическом поприще. По мнению философа, государь не добьется успеха, если он всегда будет справедливым.

Макиавелли жил в раздробленной стране, раздираемой войнами и заговорами. Он от всей души желал построения стабильного и единого государства. Осуществить эту цели мог только сильный, умный и хитрый государь, по своей сути- особый человек- политический, которому некогда заниматься нравственностью. Нравственность и мораль- лишь инструмент для управления народом.

К философу навсегда прикрепили клеймо бесчувственного, злого и безнравственного человека. К сожалению, из честного и беспристрастного анализа философа люди сделали совершенно неправильный вывод.